Пищеводная речь (псевдоголос) - Голосообразующие аппараты

Перейти к контенту

Главное меню:

Пищеводная речь (псевдоголос)

Восстановление голоса

Гортань имеет высокие компенсаторные возможности.
Формирование пищеводного голоса представляет собой комплекс процессов по созданию нового компенсаторного фонационного органа и изменения условно-рефлекторных связей в ЦНС, которые существовали до операции ларингэктомии. Пищеводная речь является альтернативой нормальной речи и позволяет вернуть онкологических больных после полной экстирпации гортани к нормальной жизни.Успешность реабилитационного обучения зависит от обширности произведенной операции ларингэктомии (без затрагивания сфинктера пищевода и нервов, иннервирующих моторную верхнюю часть пищевода). Желание пациента восстановить утраченную речь является дополнительным положительным фактором.

Восстановление звучной речи у пациентов, перенесших ларингэктомию или резекцию гортани, является совместной задачей специалистов из области онкологии, логопедии, психологии и лечебной физкультуры. Освоение навыков пищеводной речи после резекции гортани по разным источникам наблюдается в 60 - 88 % случаев.

Таким образом, реабилитационная программа ларингэтомированных пациентов сводится к нескольким составляющим:
1. Логовосстановительные занятия
2. Психотерапия.  Зависит от состояния больного и заключается в создании положительного психологического настроя.
3. С близким окружением больного также проводятся психологические тренинги, направленные  на выработку у них правильного отношения к заболеванию, к необходимости максимальной реабилитации, включая восстановление речи и возвращение в социум.
4. Рекомендации пациенту по правильному образу жизни, по режиму труда и отдыха.


ПИЩЕВОДНАЯ РЕЧЬ

Методика «Пищеводный голос».
Создание искусственного фонационного органа заключается в формировании в пищеводе пациента нового физиологического образования - псевдоголосовая щель. Чтобы производить звуки с помощью пищевода, необходимо, чтобы стенки пищевода могли смыкаться и размыкаться. Кроме того для произнесения речи нужно научиться задерживать в пищеводе большое количество воздуха.
После операции ларингэктомии всем больным предлагают пройти курсы логопедических занятий, где можно научиться данным навыкам и получить возможность управлять новым голосовым аппаратом.

Механизм пищеводного голоса состоит в намеренном заглатывании и отрыгивании воздуха.

Противопоказаниями
к логопедическим занятиям являются метастазы онкологической опухоли, сильное раздражение или воспаление около трахеостомы, гипертония 2-3 степени, недавно перенесенный инфаркт миокарда.

Как у любого метода, в обучении пищеводному голосу есть свои достоинства и недостатки. Достоинства заключаются в полной независимости от технических средств, таких как голосовые протезы и голосообразующие аппараты. С опытом можно добиться более-менее естественного голоса, и как следствие максимальной психологической реабилитации пациента, возвращения в социум и профессию. К недостаткам относится довольно длительное обучение - до нескольких месяцев, а также серьезная проблема развития рефлюкс-эзофагита и стеноза пищевода из-за возможного заброса содержимого желудка в пищевод.

По оценкам специалистов такая реабилитационная программа в любом случае дает положительный эффект.

ЭТАПЫ восстановления голоса по методу пищеводного голоса:

1. Этап подготовительный. Работа с психологом, направленная на положительный психологический настрой пациента. С логопедом - тренировка мышц пищевода и гортано-глотки, обучение навыкам глубокого и бесшумного дыхания через трахеостому. Полезное упражнение - игра на губной гармошке.

2. Образование псевдоголоса, создание псевдоголосовой щели в пищеводе, развитие навыка пищеводного произнесения.
Упражнения:

  • имитация рвотного движения с открытым ртом, в положении лёжа, несколько раз подряд.

  • из положения стоя наклониться вперед, руки свободно опустить и пытаться произнести звук «Ы»; при этом язык должен быть зажат между зубами, мышцы живота напряжены, диафрагма приподнята.

Первыми словами, которые больной сможет произнести, будут те, которые начинаются на согласные «Т», "П" или «К». Занятия длятся не больше 5 минут.

3. Автоматизм образования пищеводного голоса, улучшение внятности речи. Упражнения - произнесение очень коротких предложений, например: «Кате купили куклу», «Кот катает клубок» и т.д. Больной учится произносить слова и фразы, нужные в повседневном общении.

4. Увеличение диапазона псевдоголоса, обогащение тембра голоса. На этом этапе рекомендуется пытаться петь, читать стихи.


Вентрология, чревовещание не имеет отношения к пищеводной речи. Это умение разговаривать, не шевеля губами, основанное на высоком владении голосовыми связками и дыханием. Губы чревовещателя во время разговора не шевелятся, и, хотя он использует обычные органы речи, кажется, что звук идет из живота.

 

Предлагаем Вашему вниманию пособие для людей, живущих с постоянной или временной трахеостомой "Трахеостома? Жизнь продолжается!"
Вы сможете скачать книгу-пособие в электронном виде на нашем сайте>>

Купите любой товар из каталога нашего интернет-магазина и получите бесплатно печатное издание книги "Трахеостома? Жизнь продолжается!"

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню